Компетенции для резюме: что это такое + примеры

Ключевые компетенции будущего сотрудника — это основа любого резюме. Почему они так важны, и как правильно составить список своих профессиональных навыков, чтобы получить работу мечты — читайте в этой статье.

О важности компетенций в резюме

Описание своих ключевых компетенций в анкете является крайне важным пунктом и существенно повышает шансы кандидата на успех. С их помощью работодатель оценивает то, насколько ваша кандидатура подходит для конкретной должности и соответствует ожиданиям и требованиям компании.

Перечень необходимых компетенций зависит не только от рабочих обязанностей, но и от корпоративных ценностей компании. Поэтому требования к сотрудникам, занимающим одну и ту же должность, в разных организациях будут различаться.

Что это такое

Ключевые компетенции для резюме — это профессиональные навыки, которыми обладает соискатель. Также к компетенциям могут относиться личностные качества, влияющие на эффективность выполнения рабочих функций, и общие требования к сотруднику определенной профессии (обычно они указаны в трудовом договоре или должностной инструкции).

Основной целью перечисления ключевых компетенций в анкете является демонстрация потенциальному работодателю не только своих умений, но и способности влиться в коллектив и работать на благо компании. Именно поэтому в списке компетенций сотрудника часто можно увидеть такие пункты, как «Нацеленность на результат» и «Умение работать в команде».

Правила заполнения анкеты

Для создания идеального резюме недостаточно определить необходимые ключевые компетенции, их нужно также правильно указать в своей анкете, чтобы HR-менеджер смог с легкостью оценить ваши преимущества перед другими претендентами.

При перечислении компетенций рекомендую воспользоваться следующими советами:

  1. Указывайте навыки и качества в соответствующих разделах, чтобы рекрутеру не пришлось выискивать их по всему резюме.
  2. Не перечисляйте банальные умения. К ним относятся владение компьютером на базовом уровне, умение отвечать на телефонные звонки и т. д. На сегодняшний день такими навыками обладают практически все, а ваша задача заключается в демонстрации своего профессионализма.
  3. Используйте емкие формулировки. В идеале навык должен умещаться в одной строке и состоять из 1-3 слов.
  4. Не указывайте компетенции, которые не имеют отношения к должности. Так, отличные навыки рисования будут неуместны в резюме экономиста, зато пригодятся графическому дизайнеру.
  5. Не забывайте о скромности при перечислении личностных качеств. Не стоит приписывать себе такие качества, как храбрость, великодушие или милосердие. Они не влияют на выполнение должностных функций, зато говорят о самовлюбленности кандидата. Если подобные черты личности все же необходимо указать, то сделать это следует в более сдержанной форме.

При перечислении компетенций постарайтесь добавить как можно больше наглядных примеров. Это могут быть графики, схемы, конкретные цифры, уровни владения тем или иным навыком.

В какой графе указывать компетенции

Написать про компетенции в резюме можно в следующих разделах:

  • Профессиональные навыки.
  • Личностные качества.
  • Ключевые компетенции (если такая графа присутствует в анкете).

Рассказать о своих умениях более подробно можно в блоке «О себе» или в сопроводительном письме, приложенном к резюме.

Также, если ваша профессия это позволяет, компетенции можно продемонстрировать при помощи примеров качественных работ, собранных в портфолио.

Примеры ключевых компетенций для различных профессий

Каждая профессия имеет свои ключевые компетенции, которые следует указать в резюме. Давайте рассмотрим, что могут написать в данном разделе сотрудники различных сфер деятельности.

Автомеханик

  • диагностика общего состояния автомобиля;
  • техническое обслуживание транспортных средств;
  • выявление и устранение всех видов неисправностей;
  • ведение документации;
  • заполнение технических справочников;
  • управленческие навыки;
  • хорошая физическая форма;
  • внимательность;
  • предприимчивость.

Бухгалтер

  • планирование бюджета;
  • работа с программой «1C:Предприятие»;
  • знание и соблюдение законов РФ;
  • составление отчетности;
  • понимание кадрового дела;
  • осведомленность о порядке налогообложения;
  • быстрая адаптивность;
  • умение работать в команде;
  • усидчивость.

Воспитатель детского сада

  • применение педагогических методик;
  • знание особенностей психологии детей дошкольного возраста;
  • консультирование родителей;
  • проведение развлекательных и образовательных мероприятий;
  • защита интересов и прав детей;
  • общительность;
  • терпеливость;
  • умение работать в режиме многозадачности;
  • ответственность.

Графический дизайнер

  • осведомленность об актуальных тенденциях в дизайне;
  • знание основ рисунка и живописи;
  • учет азов психологии визуального восприятия;
  • работа с графикой;
  • создание и обработка изображений;
  • владение программами Adobe Photoshop, InDesign, CorelDRAW;
  • понимание основ HTML;
  • навыки работы в команде;
  • креативное мышление;
  • умение соблюдать дедлайны.

Инженер

  • составление технических заданий;
  • создание и корректировка проектов, чертежей;
  • знание особенностей работы оборудования;
  • умение использовать программы MS Project, AutoCAD, САПР 2.2 «ГорэлтЕх»;
  • контроль работы исполнителей;
  • ведение переговоров с подрядчиками;
  • составление смет и отчетов;
  • аналитический склад ума;
  • внимательность;
  • лидерские качества.

Маркетолог

  • проведение анализа динамики продаж;
  • составление прогнозов;
  • умение анализировать информацию;
  • знание психологии потребителей;
  • использование современных маркетинговых методик;
  • стремление к саморазвитию;
  • инициативность;
  • нестандартный подход к решению задач;
  • работа в коллективе;
  • ведение устных и письменных диалогов;
  • гибкость и адаптивность.

Менеджер

  • ориентация на потребности клиента;
  • профессиональное использование офисных программ и техники;
  • навыки убеждения;
  • работа с возражениями;
  • умение грамотно вести диалог;
  • делегирование обязанностей;
  • проактивность;
  • нацеленность на результат;
  • высокая работоспособность;
  • стрессоустойчивость.

Программист

  • умение писать код при помощи языков программирования Python, JavaScript, C#;
  • навыки работы с базами данных SQL, NoSQL, PostgreSQL и др.;
  • высокий уровень владения английским языком;
  • хорошее знание математики;
  • создание и проверка сайтов, ПО (программного обеспечения) и мобильных приложений;
  • понимание основных алгоритмов программирования;
  • усидчивость;
  • внимание к деталям;
  • высокая обучаемость;
  • дисциплинированность.

Руководитель

  • соблюдение законодательных и нормативных актов;
  • знание специфических особенностей рынка;
  • использование новых технологий для оптимизации процессов;
  • стратегическое мышление;
  • управление коллективом;
  • развитые лидерские качества;
  • умение принимать решения;
  • ответственность;
  • целеустремленность.

Учитель начальных классов

  • ведение учебно-воспитательного процесса;
  • взаимодействие с родителями;
  • заполнение отчетов о проделанной работе;
  • проведение психологических тестирований;
  • организаторские способности;
  • знание детской психологии;
  • умение объяснять;
  • терпеливость;
  • доброжелательность;
  • эмпатия.

Экономист

  • планирование бюджета предприятия;
  • знание основ бухучета;
  • работа с финансовой документацией;
  • опыт финансового прогнозирования;
  • проведение экономического анализа показателей компании;
  • понимание принципов GAAP и РСБУ;
  • участие в аудитах;
  • соблюдение налогового законодательства;
  • контроль качества деятельности подчиненных;
  • настойчивость;
  • организованность;
  • целеустремленность.

Юрист

  • грамотное составление юридических документов;
  • сопровождение сделок на всех этапах;
  • уверенное пользование программами 1С, Консультант плюс;
  • отличное знание законодательства РФ;
  • умение представлять интересы частных лиц или организаций в суде;
  • опыт публичных выступлений;
  • ведение деловой переписки;
  • уверенность;
  • поставленная речь;
  • умение добиваться заявленных целей;
  • терпеливость.

Универсальные профессиональные компетенции

Некоторые ключевые компетенции подходят для специалистов любых профессий. Как правило, они отражают те качества, которые высоко ценятся на любом месте работы.

Заполнить свое резюме можно следующими из них:

  • Ответственность. Ответственные сотрудники наиболее эффективно выполняют свои обязанности, соблюдают дедлайны и не нуждаются в дополнительном контроле. Именно поэтому данное качество высоко ценится специалистами по подбору персонала.
  • Коммуникабельность. Навыки общения важны для представителей любых профессий, так как каждому специалисту в ходе работы приходится коммуницировать с коллегами, клиентами, партнерами, руководителем. Без умения строить диалог и слышать своего собеседника качественное выполнение должностных обязанностей невозможно. Поэтому данный пункт следует непременно внести в список своих ключевых компетенций.
  • Адаптивность. Умение кандидата подстраиваться под изменяющиеся условия и легко переключаться с одного дела на другое привлекает HR-менеджеров крупных компаний. Работоспособность такого сотрудника всегда остается высокой, а внешние обстоятельства не влияют на качество выполнения ключевых обязанностей.
  • Амбициозность. Стремление сотрудника развиваться, осваивать новые навыки и достигать успеха способно принести существенную пользу компании, поэтому данный пункт не следует исключать из резюме.
  • Инициативность. Инициативные сотрудники склонны к освоению и изучению новых технологий, оптимизации процессов и в целом увлечены своей работой. Это делает их крайне привлекательными и востребованными кандидатами для наймодателей.
  • Работа в команде. Большинству соискателей предстоит трудиться в маленьких или больших коллективах, а потому умение находить общий язык с другими работниками просто необходимо. Командный труд предполагает постоянный обмен знаниями и информацией, совместное выполнение проектов, распределение обязанностей. Все это повышает эффективность работы и, как итог, выручку компании, поэтому руководители заинтересованы в тех, кто умеет трудиться сообща.
  • Стрессоустойчивость. Умеющие справляться со стрессом демонстрируют более высокую работоспособность и эффективность по сравнению с теми, кто подвержен влиянию эмоций. Поэтому на данное качество в списке ключевых способностей специалисты по кадрам обращают особое внимание.

Все перечисленные качества повышают шансы на успешное рассмотрение анкеты и приглашение на собеседование. Но не стоит забывать, что указанный среди прочего набор личных качеств должен соответствовать действительности.

Какие ключевые компетенции указать в резюме студенту

Студенты еще не имеют достаточного опыта работы, но это не означает, что они не обладают никакими компетенциями.

При составлении резюме для отклика на привлекательную вакансию молодые парни и девушки могут сделать акцент на ключевых личных качествах, которые будут полезны при выполнении функциональных обязанностей и привлекут внимание рекрутера.

Женя Нечаева
Женя Нечаева
эксперт по найму
Задать вопрос
Также в графе со своими ключевыми компетенциями студенты могут указать знания, полученные в ходе обучения, или общие навыки: владение иностранным языком, уверенное пользование определенными компьютерными программами и т. д.

Распространенные ошибки при заполнении компетенций в резюме

Чтобы резюме кандидата поспособствовало приглашению на собеседование и дальнейшее трудоустройство, описывать ключевые компетенции в нем необходимо правильно.

Чаще всего соискатели допускают следующие ошибки:

  1. Соответствующая графа в резюме отсутствует. Анкета без указания навыков, которыми обладает кандидат, с большой вероятностью будет отклонена.
  2. При составлении блока с ключевыми умениями используются такие пункты, как «желание развиваться» или «способность к обучению». Работодателю важно оценить, что уже умеет кандидат, а не чему он планирует научиться в будущем.
  3. Перечисление только общих качеств без конкретики и привязки к профилю работы. Раздел с ключевыми компетенциями, полностью состоящий из навыков-клише (целеустремленность, стрессоустойчивость, коммуникабельность и др.) не несет полезной информации для наймодателя и практически ничего не говорит о личности кандидата.
  4. Базовые навыки преподносятся в качестве преимуществ. Попытки продемонстрировать свой профессионализм при помощи указания очевидных умений (звонки по телефону, пользование ПК, факсом, интернетом и т. д.) обычно не приводят к успеху.
  5. Раздел «Ключевые компетенции» содержит абсолютно все навыки, полученные за время учебы или работы. В резюме стоит включать только ту информацию, которая относится непосредственно к желаемой должности.

Также часто кандидаты перечисляют те ключевые компетенции, которыми не обладают на самом деле. Но это ошибочная стратегия. Как правило, обман раскрывается уже на этапе собеседования или во время прохождения стажировки.

Подтвердить свою компетентность совсем не сложно, достаточно включить в резюме список из ключевых проф. навыков и качеств, которыми вы обладаете.

Оцените статью
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *