Что рассказать о себе на собеседовании: секреты красивой самопрезентации
Приглашение на собеседование ни к чему не обязывает работодателя, но многого требует от соискателя. Не зря говорят, что первое впечатление нельзя произвести дважды, и личное интервью — как раз такой случай. Волнение и желание подать себя с лучшей стороны вполне обоснованно, но именно они и могут подвести и испортить ситуацию.
Именно поэтому рекомендуется уделить время для подготовки к первой встрече с потенциальным работодателем, отрепетировать речь, чтобы рассказать о себе в правильном ключе.
- Как правильно подать себя будущему начальнику
- Что рассказывать на собеседовании
- Самое главное за 1 минуту в краткой форме
- 5 прилагательных о себе на интервью
- Полезные советы: как вести себя на интервью
- Больше конкретики
- С чего лучше начать
- Рассказывайте с конца
- Не стройте догадок
- Беседуйте, а не проходите собеседование
- Уместен ли юмор?
- Отрепетируйте речь
- Пример самопрезентации в свободной форме
- Чего НЕ следует делать при приеме на работу
- Что рассказать студенту, если нет опыта работы
- Примеры ответов на вопрос «Расскажите о себе»
Как правильно подать себя будущему начальнику
Каждый, кто хоть раз проходил собеседование на новом месте работы, должен знать краткий список обязательных правил:
- нельзя опаздывать (лучше прийти чуть заранее);
- выглядеть нужно опрятно и презентабельно (приветствуется строгий деловой стиль);
- важно знать все о вакансии, на которую претендуете;
- собрать основную информацию о компании, в которую ведется набор.
Принимать решение о найме рекрутер или руководитель будет, основываясь на том, что и как скажет соискатель и насколько это актуально для нанимателя.
Что рассказывать на собеседовании
Времени на общение с каждым кандидатом отводится не слишком много, поэтому рассказать о себе многое не получится. Следует выделить самые важные аспекты.
После приветствия и представления рекомендуется обозначить:
- личные данные — возраст (он должен соответствовать вашей дате рождения в резюме), семейное положение, образование, рабочий стаж;
- уровень квалификации — опыт в конкретной сфере, пройденные дополнительные курсы;
- ценность для компании — сильные стороны и преимущества перед другими;
- ожидания от работы — желаемый уровень заработной платы, подходящий график.
Никогда не сообщайте рекрутеру ложные сведения. Это никак не поможет в получении должности. Но может негативно отразиться на дальнейшем поиске работы.
Самое главное за 1 минуту в краткой форме
Для удачного прохождения собеседования профессиональные hr-ы советуют отрепетировать данное событие, попробовать рассказать о себе, стоя перед зеркалом, или заснять самопрезентацию на видео.
Обратите внимание на следующее:
- четкость и внятность речи (не стоит говорить слишком быстро или медленно);
- отсутствие слов-паразитов и просторечий;
- положение тела, умеренная жестикуляция (без лишней скованности, но и не вальяжно);
- следует говорить только правду;
- не стоит выдавать нанимателю факты, которые выставляют вас не в лучшем свете.
Не сообщайте, что с прошлого места пришлось уйти из-за конфликта с сотрудниками или начальством. Также лишней будет информация о слишком низкой зарплате на прежнем месте работы.
5 прилагательных о себе на интервью
Часто при проведении собеседования интервьюер просит описать себя, свои сильные и слабые стороны, выделить несколько основных качеств. Это можно использовать, чтобы запомниться и проявить себя креативно.
Подходящие прилагательные:
- честный;
- открытый;
- пунктуальный;
- внимательный;
- инициативный;
- вдумчивый;
- педантичный;
- скрупулезный;
- невозмутимый;
- творческий;
- амбициозный;
- уравновешенный;
- терпеливый;
- отзывчивый.
Рекомендуется чересчур распространенные, банальные прилагательные заменять синонимами, которые используются чуть реже.
Полезные советы: как вести себя на интервью
Собеседование может стать фактором стресса, который, в свою очередь, не даст проявить себя с лучшей стороны.
Несколько простых советов, чтобы прийти в себя и успокоиться:
- Подготовьтесь к интервью дома, проговорите возможные сценарии, поработайте над речью.
- Непосредственно перед началом разговора сделайте несколько глотков воды и пару глубоких вдохов. Ромашковый чай поможет снять нервное напряжение и не вызовет сонливости в ответственный день.
- Отвечайте на вопросы уверенно, спокойно, не повышая голоса.
- Сохраняйте позитивный настрой, собеседование может играть важную роль в карьере, но оно не стоит нервного срыва или панической атаки.
- Уходите с интервью вежливо и дружелюбно, попрощайтесь со всеми, даже если все прошло не совсем по плану.
Больше конкретики
Собеседование — возможность рассказать работодателю в свободной форме о своих профессиональных качествах, достижениях на прежнем месте, карьерных планах и желаемых перспективах.
Это могут быть сроки официального оформления, уровень заработной платы, социальные гарантии и обеспечения.
С чего лучше начать
Вначале приветствие, причем оно не должно быть излишне легкомысленным. Обращение допустимо только на «вы». Достаточно обычного «Добрый день», «Здравствуйте», или «Приветствую».
Начать рассказ о себе стоит только после того, как об этом попросили. Пусть большая его часть будет касаться работы и профессиональных навыков.
Также можно сообщить о положительном опыте с прежней работы: решении сложных ситуаций, участии в крупных проектах, личных достижениях.
Рассказывайте с конца
Удачный прием оригинальной самопрезентации — начать с конца:
- Вначале перечислить личные качества и достижения.
- После этого рассказать о профессиональном опыте, успехах в трудовой деятельности, решении рабочих вопросов.
- Далее выдать информацию о полученном образовании, оконченных курсах, дополнительном повышении квалификации.
- Закончить знакомство нужно представлением себя по фамилии имени и отчеству, сюда же стоит добавить возраст и семейное положение (по желанию).
Такой способ смещает акценты, чтобы интервьюер точно запомнил имя кандидата и отметил его нестандартный подход к делу.
Не стройте догадок
Перед собеседованием не стоит строить догадки и предположения относительно компании, условий труда, зарплаты и так далее.
Также лишним будут рассуждения о том, что подумают о вас специалисты по подбору персонала, будут ли они обсуждать между собой вашу кандидатуру.
Все это может стать раздражающим фактором и привести к повышенному волнению и неуверенности в собственных силах.
Положительный и дружелюбный настрой лучше всего подходит для соискателя на собеседовании.
Беседуйте, а не проходите собеседование
Случается, что при проведении интервью специалист отдела кадров словно клещами вытаскивает нужную ему информацию из кандидата. В излишней загадочности и скромности нет ничего хорошего. Другие соискатели могут оказаться более открытыми к диалогу. Они презентуют себя с выгодной стороны и займут вакантное место.
Другая крайность — нескончаемый монолог, так что рекрутер не может и слова вставить. Естественно, на собеседовании нужно максимально раскрыть свои способности и донести ценность. Но также в процессе диалога с нанимателем полезно узнать информацию о компании и должности, на которую претендуете.
Уместен ли юмор?
Юмор — способ снять излишнее напряжение и разрядить обстановку. Корректные и уместные шутки допустимы в начале и в конце общения. Но, когда разговор идет на важные, деловые темы, требующие серьезного настроя, анекдоты и каламбуры недопустимы.
На собеседовании человек стремиться показать себя серьезным специалистом, уверенным профессионалом, но не клоуном. Также и работодатели чаще всего хотят видеть среди своих сотрудников, того, кто ответственно берется за дело.
Оригинально пошутить о погоде или на профессиональные темы допустимо, но в меру. Этим можно выделиться на фоне прочих, излишне серьезных кадров.
Отрепетируйте речь
Небольшая речь — это важно. Работодатель ждет этого от каждого кандидата. Рассказ о себе, своих достижениях и возможностях должен быть грамотно построен, иметь логическое начало и конец.
Подготовьте устный текст дома, перед зеркалом или перед родными. Можно записать все на камеру и после просмотреть запись. Речь играет большое значение. Говорить нужно красиво, кратко и по делу.
Отнеситесь к себе с критикой, подумайте, что может смутить, удивить или огорчить работодателя. Также обратите внимание на свою жестикуляцию — она допускается, но не должна быть слишком активной.
Репетировать лучше всего в деловом костюме. Это поможет максимально сымитировать ситуацию и получить соответствующий настрой.
Пример самопрезентации в свободной форме
- Представьтесь. Можно сообщить просто имя и фамилию, можно добавить отчество (считается, что так более солидно). Скажите, сколько вам лет. Можно упомянуть семейное положение, наличие детей, адрес проживания, близость к работе.
- Образование. Профильный ВУЗ, курсы, дипломы, сертификаты (все в рамках должности, на которую претендуете).
- Релевантный опыт (тот, что касается вакансии). Можно перечислить несколько мест работы за последние 5-7 лет. Сюда же — успехи, заметные проекты, достижения, заслуги.
- Сильные и слабые стороны. Обозначьте кратко, без патетики и преувеличений.
- Планы и рабочие перспективы. В свободной форме сообщите свои профессиональные цели на ближайшее время.
- Почему стоит обратить внимание на вашу кандидатуру. Расскажите, почему, на ваш взгляд, работодатель должен выбрать именно вас.
- Пригласите сотрудника отдела кадров к диалогу. Здесь достаточно фразы «Готов ответить на все ваши вопросы».
Чего НЕ следует делать при приеме на работу
Демонстрировать равнодушие к вакансии и компании, которая пригласила вас на интервью. Странно, если соискатель не знает, на какую должность претендует и чем именно ему нужно будет заниматься.
Быть излишне откровенным. Будущему начальству не нужно знать о ваших трудностях с родителями или детьми, запоминать имена всех ваших друзей и родственников, их характерные особенности и прочие подробности личной жизни. Сюда же относятся рассказы о детстве, домашних животных и хобби.
Негативно высказываться о прежних коллегах и работодателях. Даже если, по вашему мнению, они самые неприятные люди на свете, никто не захочет слушать жалобы и возмущения обиженного человека.
Сообщать о финансовых трудностях — тоже плохая тема для беседы. Не стоит делать упор на желание получать большие гонорары. Лучше, если вопрос о зарплате задаст сам работодатель.
Слишком сильно волноваться. Работодателям не нужны неуверенные в себе люди. Важно заранее собраться и подготовиться. Так вы сможете вести себя более уверенно и показаться в максимально выгодном свете.
Что рассказать студенту, если нет опыта работы
Отсутствие опыта не всегда минус. Порой работодатели ищут именно таких сотрудников: их не нужно переучивать, они открыты всему новому, их услуги стоят дешевле.
Студенты — желанные кандидаты на такие вакансии:
- официант;
- продавец;
- менеджер;
- помощник или ассистент.
Также парень или девушка после выпуска из ВУЗа может претендовать на начальные позиции в должности согласно своей специальности. Пойти работать младшим научным сотрудником, лаборантом или сначала внештатным сотрудником.
Если нечего рассказать про трудовой опыт, не стоит расстраиваться. Лучше честно об этом предупредить. Так будет возможность научиться чему-то под руководством более опытного наставника.
Студенту допустимо включить в самопрезентацию сведения о своих успехах и достижениях в учебе.
Примеры ответов на вопрос «Расскажите о себе»
В зависимости от вакансии, могут отличаться и ответы на этот вопрос нанимателя. Примеры ответов в разных профессиональных сферах помогут вам подготовиться к собеседованию.
Менеджер проекта |
|
Маркетолог |
|
Бизнес-тренер |
|
Торговый представитель |
|
Тренер по продажам |
|
Интернет-маркетолог |
|
Руководитель юридического отдела |
|
Финансовый директор |
|
Бухгалтер |
|
Системный администратор |
|
Тестировщик |
|
Оператор кол-центра |
|
Продуманная и уверенно проведенная самопрезентация на собеседовании — залог получения заветной должности. Поэтому обязательно заранее подготовьтесь и определите, что будете рассказывать о себе нанимателю.
Читайте также: Какие пожелания к будущей работе следует указать?